Расстройство аутистического спектра (РАС)
Расстройство аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (далее – РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
РАС характеризуется постоянным дефицитом в способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких схем поведения и интересов. Расстройство имеет место в течение периода развития, как правило, в раннем детстве, но симптомы могут полностью не проявляться до тех пор, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности.
Дефициты достаточно серьёзны, чтобы вызывать нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных областях функционирования и, как правило, носят всеобъемлющий характер и наблюдаются во всех сферах функционирования индивида, хотя могут варьироваться в зависимости от социального, образовательного или другого контекста. Люди в спектре демонстрируют полный диапазон интеллектуального функционирования и языковых способностей.
Региональный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС
На базе ГБУ ДО «ЦППМСП» организована работа Регионального Ресурсного Центра по организации сопровождения детей с РАС (далее – РРЦ) для оказания консультативной помощи семьям людей с РАС по следующим направлениям.
- предоставление дополнительного образования детям с РАС;
- предоставление занятий по индивидуальным коррекционным программам (учитель-логопед, учитель-дефектолог).
- консультирование семей с детьми с РАС;
- консультирование и методическое сопровождение специалистов сферы образования, работающих с детьми с РАС.
Задать вопрос по работе РРЦ можно на электронный адрес recurscenter@yandex.ru.
Ресурсный центр находится в сетевом взаимодействии с ФРЦ.
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Причина аутизма
Данное расстройство является врожденным нарушением психики.
Типичные признаки аутизма
1. Нарушение социальных контактов и взаимодействия.
- не проявляют интереса к окружающим, избегают сверстников;
- не откликаются на свое имя;
- отсутствие зрительного контакта;
- физически старается не контактировать (не переносят объятия, не дает в руки, а бросает).
2. Особенности игры.
- игнорирует разные виды игровой деятельности;
- не играет игрушками, а манипулирует, сортирует;
- больше привлекают предметы домашнего обихода (ключи, кусочек материи).
3. Склонность к повторяющимся действиям.
- эхолалии (повторение одних и тех же звуков, слов, словосочетания без смысла);
- стереотипный счет;
- разминание, разрывание бумаги;
- пересыпание круп;
- включение, выключение света;
- раскачивание на стуле;
- раскачивание двери и т. п.
4. Нарушение вербального общения.
- отсутствие речи; нежелание контактировать с миром, в том числе посредством разговора;
- редкое использование жестов;
- речь монотонная или с выкриком в конце фразы;
Отсутствие речи обычно связано с «тяжелыми» случаями аутизма. Речь может развиться позднее. У всех есть задержка речи, но у большинства речь может появиться к взрослому возрасту.
5. Расстройство интеллектуальной сферы.
- Умственная отсталость;
- Быстрая потеря интереса, расстройство внимания;
- Искаженное восприятие: видит и понимает все фрагментами;
- Гиперчуствительность к звукам, звуки воспринимаются искаженно, громкие и неприятные звуки сильно пугают их и вводят в панику;
- Не распознают эмоции и чувства другого человека;
- При некоторых видах аутизма интеллект сохранен, мышление нестандартное.
6. Нарушено чувство самосохранения.
- аутоагрессия (удары по самому себе, укусы самого себя);
- могут выскочить на проезжую часть, спрыгнуть с высоты;
- агрессия, направленная на других (защитная реакция, если пытаются нарушить привычный уклад жизни).
7. Особенности походки и движений.
- могут ходить на цыпочках, делая взмахи руками;
- неловкость, угловатость движений;
- во время бега размахивают руками, широко расставляют ноги.
- могут ходить приставным шагом, раскачиваться во время ходьбы;
- могут ходить строго определенным особым маршрутом.
«Особенности обучения детей с аутизмом»
Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения.
Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время занятия физкультурой им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания.
Визуальное расписание
Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще “путешествовать” с ребенком по ним, узнавая и называя предметы. Даже если ребенок с РАС использует расписание и знает о смене видов деятельности в течение дня, для него может быть очень сложно прекратить занятие и перейти к следующему заданию.
Справится с ситуацией и предотвратить истерику у ребенка при смене деятельности поможет визуальный таймер. Визуальное изображение (сужающийся сектор) будет наглядно напоминать, сколько времени осталось для текущей деятельности.
Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в группе и кабинете зеркало на уровне глаз ребенка. Время от времени педагог может привлекать внимание ребенка к его отражению.
Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.
Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». Полезно складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать «Рамки Монтессори»).
Детям с РАС рекомендуется предлагать игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ним. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, — ребенок сможет включиться в общую деятельность.
Выбор места, где педагог занимается с ребенком или где ребенок занимается самостоятельно: стол, стул, которые соответствуют росту ребенка (ноги должны касаться пола всей ступней, крышка стола, при прямой посадке ребенка, находиться на уровни его груди). Мебель необходимо поставить так, чтобы занимаясь, ребенок не отвлекался: не мог смотреть в окно, в коридор, имел трудности выхода из-за стола. Материалы, необходимые для занятий, нужно разместить на стеллаже, слева от стола.
Каждое задание размещается в соответствующей коробке, например, при обучении аппликации в коробке находятся цветная бумага, бумага, клей, ножницы и т.п. Справа от стола размещается коробка для отработанного материала. Перед ребенком стоят задачи лишь учебные, а не организационные. Такой подход снижает тревожность аутичного ребенка, решает некоторые поведенческие проблемы. Для того чтобы ребёнку было легче привыкнуть к своему столу, осмыслить, что от него требуется и он смог включаться в работу на занятиях, нужно сделать разметку на столике: отметить контур листа, карандаша, красок, непроливайки, пластилина и других вещей в зависимости от вида деятельности.
Аутисты обладают обостренными чувствами. Разговоры людей на заднем фоне могут показаться совсем негромкими другому человеку, но человек с аутизмом будет воспринимать их как оглушительные, прерывающие его мысли и мешающие сосредоточиться на занятии. Также ему может помешать слишком яркий свет.
Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш. Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Можно использовать с этой целью и пальчиковые игры.
Истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом растёт. Работа с аутичными детьми требует большого терпения и носит долгосрочный характер.
Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа педагогов и родителей – это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.
Аутизм. Всемирный день распространения информации об аутизме
Начиная с 2007 года, согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, ежегодно 2 апреля по всему миру отмечается День распространения информации об аутизме, а весь месяц считается месяцем распространения информации об аутизме. В России в этот День общественные организации при поддержке знаменитостей проводят акции и кампании.
Расстройства аутистического спектра (РАС), по данным Организации Объединенных Наций (ООН), имеет примерно 1% населения земного шара. При этом, как подчеркивает генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем послании, «аутизм является пожизненным состоянием, которое затрагивает миллионы людей во всем мире. Это не очень хорошо понимают во многих странах, а также во многих обществах избегают людей с аутизмом. Это нарушение прав человека и пустая трата человеческого потенциала».
В 2016 году Ассамблея сформулировала тему Дня как «Аутизм и повестка дня на период до 2030 года: инклюзивность и нейроразнообразие». «В этом году, отмечая Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, мы обратимся к 2030 году и размышлениям о новых Целях устойчивого развития и их последствиях для улучшения жизни аутистов», — отмечают в ООН.
По статистике Всемирной организации здравоохранения, сегодня каждый 68-й ребенок рождается с аутизмом.
«10 лет как ООН приняла решение отмечать день Всемирного информирования об аутизме. Аутизм нередко сравнивают с пандемией, он распространяется с огромной скоростью, а наука почти не знает его причин. Но уже ясно, что никто из нас не может отгородиться от проблемы. Если мы не видим людей с аутизмом, то лишь потому, что очень мало знаем о них и не готовы их принять. И вот тут необходимо общественное информирование, — подчеркивает президент фонда «Выход» Авдотья Смирнова. — Оно нужно всем: и родителям, чтобы они научились как можно раньше распознавать возможные признаки аутизма у своего ребенка и начинали с ним заниматься, и всем остальным, кто не в зоне риска, но от кого зависит дружественное отношение к людям с РАС. Это отношение важно не только людям с аутизмом, но и всем нам», — уверена Смирнова.
Основатель фонда «Обнажённые сердца» Наталья Водянова: «Для меня День распространения информации об аутизме не просто очередная дата в календаре, это действительно важный день, потому что я верю, что со временем он поможет нашему обществу изменить отношение к людям с расстройствами аутистического спектра, таким людям, как моя младшая сестра Оксана. Мне приятно, что в некоммерческом секторе появилось стремление объединять усилия и проводить совместные акции в этот день – это чрезвычайно важно, так как только вместе мы сможем достичь нашей цели!"
Она отмечает, что проведение Всемирного дня распространения информации об аутизме в России не просто повысит уровень осведомленности об этом нарушении, но и подготовит фундамент для создания необходимых условий для людей с этой особенностью развития.
«Только когда наше общество будет готово принять таких людей в свою жизнь, только тогда этот потенциал сможет реализоваться в полной мере», — уверена Водянова.
История возникновения аутизма
Термин аутизм происходит от латинского слова autos – «сам, погружения в себя, в свой внутренний мир».
Аутизм - расстройство, которое возникает в нарушение развития головного мозга и характеризуется дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Как самостоятельное расстройство аутизм впервые был описан 1942 году, американским ученым Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.
Специалисты сегодня используют термин «расстройства аутистического спектра».
Существует четыре вида аутизма:
- Синдром Каннера — самая тяжелая форма, которая практически не поддается коррекции. Для этого синдрома характерна изоляция человека от окружающих его людей, развитие речи слабое, человек живет в своем мире.
- Синдром Аспергера — легкая форма, такие люди поддаются лечению, у них прекрасный интеллект, но некоторые проблемы социализации остаются навсегда.
- Синдром Ретта — речь слаборазвита, а иногда она вообще отсутствует. Появляются проблемы с мышечной и костной системами. К пяти-шести годам ребенок может научиться разговаривать, но проблемы с движением и умственным развитием остаются. Синдром Ретта трудно поддается коррекции. Заболевание встречается только у девочек.
- Атипичный аутизм — проявляется у взрослых людей. Для этого вида аутизма характерно тяжелое поражение головного мозга человека.
Особенности поведения и развития детей с аутизмом
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности и гениальности в отдельных областях знаний и искусства. Однако каждому ребенку с аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого состояния.
Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития:
- У ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не прижимается к матери, когда она берет его на руки, избегает прямого взгляда в глаза.
- Некоторые дети с аутизмом не говорят, или говорят совсем мало. Речь развивается медленно, часто вместо слов используются жесты. Ребенок может до бесконечности твердить одни и те же слова или повторять однообразные действия.
- Дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки. Например, некоторые аутисты постоянно качаются взад-вперед, трясут кистями рук, мотают головой, совершают бесцельные действия, например, дергают себя за волосы или без причины хлопают в ладоши.
- У некоторых детей отсутствует интерес к игрушкам или игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода. Ребенок может выстроить все свои игрушки в ряд, повторяя каждый день одно и то же действие, или может постоянно играть в одну и ту же игру, или носить с собой одну и ту же игрушку.
- Если ребенка с аутизмом оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет.
- Как правило, у ребенка с аутизмом практически отсутствует чувство опасности, он просто не осознает, что надвигающаяся на огромной скорости машина опасна для него. При этом он может бояться света, громких звуков или пылесоса.
- Такой ребенок не замечает, что происходит вокруг, игнорирует других людей, они отдают предпочтение одиночеству, а не играм со сверстниками. Они могут долго стоять у окна, или бесцельно бродить по комнате.
- У ребёнка с аутизмом всегда имеют место ритуальное поведение. Ребёнок с завидным постоянством одевает только в определённую одежду, ест определённую пищу, смотрит определённые мультфильмы, и произносит определённые штампованные фразы.
Аутизм — болезнь 21 века
В последние годы, такой проблеме, как аутизм у детей уделяется все больше внимания. Тема аутизма широко освещается в СМИ, о нем не только говорят и пишут, но уже снимают кино.
Еще в 1988 г. на экране вышел американский художественный фильм «Человек дождя», после показа, которого аутичных детей стали называть «дети дождя». Это самый известный художественный фильм о таких людях — обладатель 4-х «Оскаров».
Статистические данные:
- «Необычные» дети или дети дождя появляются сегодня 1 на 88 детей; из них – один выявленный диагноз «аутизм» приходится 1 на 54 мальчика, 1 на 252.
- Каждый 68-й на планете имеет расстройство аутистического спектра. Согласно последним данным ВОЗ, каждый год в мире становится на 13% больше детей с аутизмом. В России насчитывается около 7,5 тыс. детей с аутизмом.
- Детей, страдающих аутизмом, в этом году выявлено больше, чем детей с диабетом, раком и СПИДом.
- Согласно данным, мальчики в 3-4 раза чаще страдают аутизмом, чем девочки. Статистика указывает на то, что из тысячи детей пять-шесть детей страдает этим диагнозом.
- По данным статистики, детский аутизм занимает четвертое место среди нервно-психической патологии в детском возрасте, интеллектуальная недостаточность наблюдается более чем в половине всех случаев детского аутизма.
2 апреля - Всемирный день информации об аутизме
В целях привлечения международного внимания к проблеме аутизма, затрагивающего миллионы людей в мире, в 2008 году Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля был провозглашён Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма, который с тех пор отмечается ежегодно. В этот день во всем мире говорят об этих людях, чтобы окружающие могли знать, как понять и взаимодействовать с ними, какие существуют проблемы, мешающие им чувствовать себя полноценными членами общества.
2 апреля во всем мире зажгутся синие огни. В этот день ежегодно организация Autism Speaks проводит масштабную акцию Light It Up Blue - "Подсвети синим". Синий свет на себя «примеряют» самые известные памятники, здания и мосты по всему миру. Синий цвет — символ борьбы с аутизмом.
Официальной и повсеместной символикой аутизма является свернутая головоломка-лента из разноцветных (основных чистых цветов — красного, желтого, синего и зеленого) пазлов. Узор в виде пазла на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы – то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.
Знаменитые аутисты
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: композитор - Моцарт; ученые - Эйнштейн, Ньютон, Кант, Сократ, Дарвин; художники- Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо; писательница- Агата Кристи и др.
Известные аутисты современности: мультипликатор- Сатоси Тадзири; футболист – Лионель Месси; джазовый музыкант- Дарек Паравичини; математик - Григо́рий Перельма́н.
В народе это состояние часто называют «Болезнь гениев». Аутисты- саванты, как правило, наделены удивительной способностью запоминать цифры, факты, события, мельчайшие детали. Также они с легкостью могут проводить в уме сложнейшие математические вычисления.
Самый известный аутист современности – основатель корпорации «Microsoft» Билл Гейтс. В США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты.
Самый умный савант-аутист Ким Пик. В 16 месяцев маленький Ким Пик с первого раза запоминал все книги, которые ему читали родители. И он не позволял перечитывать эти книги заново - они уже хранились в его памяти! Он знает все дороги США и Канады, имена всех профессиональных спортсменов. Знает всех актеров и актрис и их биографические данные. Ким не мог в обыденной жизни обойтись без посторонней помощи, ему помогали чистить зубы, одеваться, подниматься по лестнице. Ему трудно давались социальные навыки, хотя знания приходили очень легко.
С проблемой аутизма сталкиваются не только обычные семьи, но и знаменитости, у которых страдают этим заболеванием дети: сын композитора К. Меладзе, сын оперной певицы А. Нетребко, сестра Н. Водяновой и т.д. Аутизм распространен независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни.
Симптомы аутизма. Блиц-опрос для родителей
Симптомами аутизма у детей до года являются (частота встречаемости):
- нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов;
- феномен тождества – 79 процентов;
- нарушение комплекса оживления – 50 процентов;
- патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент;
- патологическая реакция на нового человека – 21 процент;
- патологическое отношение к словесному обращению – 21 процент;
- патологическое отношение к физическому контакту – 19 процентов.
Нарушение или полное отсутствие зрительного контакта
Этот симптом проявляется в отсутствии фиксации взгляда у ребенка или в активном его избегании. Родители замечают, что при попытке привлечь ребенка и установить с ним зрительный контакт малыш активно этому сопротивляется. Иногда установить зрительный контакт все-таки удается, но при этом ребенок как будто бы смотрит мимо («взгляд сквозь»). Взгляд также может быть неподвижным или застывшим.
Феномен тождества
Этот симптом появляется тогда, когда родители начинают вводить прикорм в рацион ребенка, то есть после 6 месяцев. Проявляется он в трудностях введения прикорма - в ответ на новую еду, ребенок проявляет агрессию. Сложности появляются не только в питании, но и в смене обстановки места. Малыш бурно реагирует на новое расположение мебели и своих игрушек, сопротивляется новой одежде. Одновременно появляется некая ритуальность - он ест еду в определенном порядке, его игрушки разложенным по определенной схеме. Дети-аутисты негативно реагируют на новые помещения - больницу, ясли, детский сад.
Нарушение комплекса оживления
Нарушение комплекса оживления встречается у каждого второго ребенка-аутиста в годовалом возрасте. Симптом проявляется в слабой реакции (а в тяжелом случае - в полном ее отсутствии) на внешние раздражители - свет, звук погремушки, окружающие голоса. Ребенок слабо реагирует на голос мамы, не откликается, когда она ее зовет. Он также вяло реагирует на улыбку, не заражается в ответ на улыбку взрослого (обычно дети улыбаются в ответ на улыбку). У детей с аутизмом также слабо развит двигательный компонент - он не начинает активно прыгать как другие дети, не идет навстречу к маме.
Патологическое отношение к близким родственникам
Этот симптом также заметнее всего у детей до года. Он выражается в задержке или в отсутствии узнавания матери - ребенок не идет ей навстречу, не тянется к ней, не идет на руки. Также малыш слабо реагирует на мамины ласки, не проявляет потребности в заботе. Иногда такое отношение может проявляться по отношению к другим членам семьи, в то время как к матери ребенок испытывает сильную привязанность. В целом же в отношениях ребенка с взрослыми наблюдается амбивалентность (двойственность). Сильная привязанность может сменяться холодностью и враждебностью.
Патологическая реакция на нового человека
Патологическую реакцию на нового человека проявляет каждый пятый ребенок-аутист. Выражается эта реакция в тревоге, страхе, возбуждении в ответ на появление нового человека. Иногда она может сменяться сверх-общительностью, при которой ребенок проявляет повышенный интерес к новому человеку.
Патологическое отношение к словесному обращению
Симптом проявляется в отсутствии реакции на словесное обращение и часто имитирует глухоту у ребенка. Именно поэтому часто родители первым делом обращаются к оториноларингологу. Также дети-аутисты не используют жесты подтверждения или отрицания - они не кивают головой; не используют жесты приветствия или прощания.
Патологическое отношение к физическому контакту
Данный симптом выражается в неприязни к физическому контакту - ласкам, «обнимашкам». При попытке погладить ребенка или обнять, он уворачивается. Дети-аутисты переносят лишь небольшие дозы физического контакта и довольно избирательны к тем, кто их проявляет. Некоторые дети могут предпочитать только подбрасывания или кружения.
Симптомы аутизма у детей до 3 лет По мере того как ребенок растет и развивается, внимание родителей привлекает его речь, манера игры, тип общения с другими детьми.
Симптомами аутизма у детей до 3 лет являются (частота встречаемости):
- нарушение общения с детьми – 70 процентов;
- привязанность к неодушевленным предметам – 21 процент;
- страхи – 80 процентов;
- нарушение чувства самосохранения – 21 процент;
- патология речи – 69 процентов;
- стереотипии – 69 процентов;
- особенности интеллекта – 72 процента;
- особенности игры – 30 процентов.
Нарушение общения с детьми
Очень часто дети-аутисты избегают общества своих сверстников. Игнорирование общения может быть как пассивным – ребенок просто изолируется от остальных детей, так и активным – появляется агрессивное, импульсивное поведение. Иногда круг друзей может ограничиваться одним другом, который старше на пару лет, или родственником (братом или сестрой). В общем коллективе – в яслях, на улице, на дне рождения аутист находится недолго, так как компании часто он предпочитает уединение.
Привязанность к неодушевленным предметам
Еще одной особенностью поведения является привязанность к неодушевленным предметам. Внимание детей-аутистов чаще всего привлекает орнамент ковра, какая-то определенная деталь одежды, рисунок на обоях.
Страхи
Детям-аутистам также свойственны не совсем обычные страхи. Как правило, они боятся не высоты или темноты, а бытовых шумов, яркого света, определенной формы предмета. Страхи объясняются повышенной чувствительностью (гиперестезией) детей-аутистов. Страхами детей-аутистов являются: шумы – шум электробритвы, пылесоса, фена, напора воды, звука лифта; яркие, резкие или блестящие цвета в одежде; атмосферные осадки – капли воды, снежинки. При агрессивном течении заболевания наблюдается фиксация страхов с формированием бредоподобных идей. Это может быть страх всего круглого – при этом ребенок будет избегать всех предметов округлой формы. Также это может быть необъяснимый страх перед матерью, страх своей тени, страх люков и так далее.
Нарушение чувства самосохранения
Отсутствие чувства страха проявляет каждый пятый ребенок-аутист. Этот симптом может проявляться еще с детства, когда ребенок опасно свешивается за борт коляски или манежа. Более взрослые дети могут выбегать на проезжую часть дороги, прыгать с большой высоты. Характерным является отсутствие закрепления отрицательного опыта порезов, ушибов, ожогов. Так, обычный ребенок, нечаянно обжегшись, в будущем избегает этого предмета. Однако дети-аутисты могут «наступать на одни и те же грабли» множество раз.
Патология речи
Особенности речевого развития наблюдается у 7 из 10 детей, страдающих расстройством аутистического спектра. Еще в раннем детском периоде это проявляется в отсутствии реакции на речь - ребенок слабо реагирует на обращения. Далее родители могут отмечать, что их ребенок предпочитает тихую и шепотную речь. Отмечается отставание в развитии речи - первые слова появляются позже, ребенок не гулит, не лопочет. Для речи ребенка характерен феномен эхолалии, который выражается в повторении слов. Ребенок на обращенный к нему вопрос может повторять его несколько раз. Например, на вопрос «сколько тебе лет?» ребенок отвечает «лет, лет, лет». Также наблюдается склонность к декларации, к монологам, к очень экспрессивной речи. Внимание родителей привлекает тот факт, что ребенок начинает говорить о себе в третьем лице (не характерно местоимение «я»). Для большинства случаев аутизма характерно изначальное развитие речи с последующим регрессом. Так, родители отмечают что ребенок, изначально разговаривавший, вдруг замолкает. Словарный запас, ранее состоящий из десятка слов, теперь ограничивается двумя-тремя словами. Регресс речи может произойти на любом этапе. Чаще он отмечается в возрасте полтора года, но также может выявляться и позднее уже на уровне фразовой речи.
Стереотипии
Стереотипии – это устойчивые повторения движений, фраз. При расстройстве аутистического спектра стереотипное поведение считается видом самостимулирующего поведения. Необходимо отметить, что здоровые люди также иногда проявляют стереотипии. Например, это выражается в наматывании волос на палец, в постукивании карандашом по столу, в пропускании песка сквозь пальцы. «Здоровые стереотипии» отличаются от патологических степенью интенсивности. При аутизме стереотипность наблюдается в движении, речи, игре.
Стереотипиями при аутизме являются:
- стереотипные движения – ритмичные покачивания или раскачивания телом, сгибания пальцев, прыжки, повороты головы;
- стереотипные зрительные восприятия – пересыпания мозаики, включение и выключение света;
- стереотипные звуковые восприятия – шуршание пакетами, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок дверей или окна;
- тактильные стереотипии – пересыпание круп, гороха и других сыпучих изделий, переливание воды;
- обонятельные стереотипии – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.
Особенности интеллекта
Отставание в интеллектуальном развитии наблюдается у каждого третьего ребенка, страдающего аутизмом. Отмечается интеллектуальная пассивность, отсутствие целенаправленности и производительной деятельности, неспособность фиксировать внимание на чем-либо. В то же время, ускорение интеллектуального развития наблюдается в 30 процентах случаев. Выражается оно в быстром развитии речи, фантазий, ассоциаций, а также в накоплении знаний в каких-то отвлеченных областях.
В выборе наук дети-аутисты очень избирательны - наблюдается повышенный интерес к цифрам, странам, конструкциям. Очень развита слуховая память. Распад интеллектуальных функции наблюдается в 10 процентах случаев. Он выражается в распаде навыков поведения, познавательной деятельности и ранее сформированной речи.
Особенности игры
Этот симптом проявляется либо в полном отсутствии игры, либо в преобладании игры в одиночку. В первом случае ребенок игнорирует игрушки - не разглядывает их либо осматривает их без интереса. Нередко игра ограничивается элементарными манипуляциями - перекатыванием бусины или горошины, верчением пуговицы на нитке. Преобладает игра в одиночку, как правило, в определенном месте, которое не меняется. Свои игрушки ребенок складывает по определенному принципу, как правило, по цвету или по форме (но не по функциональности). Очень часто в своей игре ребенок использует совсем не игровые предметы.
Многие родители интересуются, как определить аутизм у ребенка самим. Существует небольшой диагностический тест в основу которого легли три вопроса:
- Предпочитает ли ваш ребенок смотреть в одну точку, даже если вы пытаетесь показать ему что-то интересное?
- Указывает ли ваш малыш на какой-то предмет не с целью его получения, а для того чтобы, разделить с вами интерес к нему?
- Любит ли он играть с игрушками, повторяя жесты и реплики взрослых?
Если на все три вопроса вы отвечаете отрицательно, то это серьезный повод для подозрений. Если же вы ответили положительно, то, скорее всего, вы имеете дело с обычным отставанием в развитии речи, но никак не с аутизмом. Существует и американская практика выявления аутизма у детей. В США такое тестирование на аутизм проводится до 15 лет. Оно получило название «Проверка на аутизм для малышей».
Первая часть теста:
- Любит ли ваш ребенок сидеть на коленях или находиться на руках.
- Насколько он увлечен играми.
- Вступает ли в контакт с другими детьми.
- Происходит ли имитация действий в игре.
- Указывает ли он на предмет указательным пальцем.
- Приносит ли какой-то предмет для того, чтобы показать родителям.
Вторая часть теста:
- Укажите ребенку на предмет указательным пальцем и внимательно следите за его реакцией. Взор малыша не должен остановиться на вашем пальце. Ребенок должен взглянуть на предмет.
- Понаблюдайте, смотрит ли ваш малыш вам в глаза.
- Попросите ребенка приготовить вам чай в игрушечной посуде. Насколько данное занятие вызвало в нем интерес.
- Дайте малышу кубики и попросите построить башню.
Если при большинстве заданий вы получите отрицательный результат, то уровень аутизма оказывается достаточно высоким.
Рекомендации для родителей детей с нарушениями аутистического спектра
Типичные особенности детей с нарушениями аутистического спектра
Восприятие окружающего мира:
- Искаженное восприятие: видит и понимает все фрагментами;
- Гиперчуствительность к звукам, звуки воспринимаются искаженно, громкие и неприятные звуки сильно пугают их и вводят в панику;
- Не распознают эмоции и чувства другого человека.
- Быстрая потеря интереса, расстройство внимания;
- Нарушение социальных контактов и взаимодействия.
- Не проявляют интереса к окружающим, избегают сверстников;
- Не откликаются на свое имя;
- Отсутствие зрительного контакта;
- Физически старается не контактировать (не переносят объятия, не дает в руки, а бросает).
Особенности игры:
- Игнорируют разные виды игровой деятельности;
- Не играет игрушками, а манипулирует, сортирует;
- Больше привлекают предметы домашнего обихода (ключи, кусочек материи).
Склонность к повторяющимся действиям:
- Повторение одних и тех же звуков, слов, словосочетания без смысла;
- Стереотипный счет;
- Разминание, разрывание бумаги;
- Пересыпание круп;
- Включение, выключение света;
- Раскачивание на стуле.
Нарушение вербального общения:
- Отсутствие речи; не желание контактировать с миром, в том числе посредством разговора;
- Редкое использование жестов;
- Речь монотонная или с выкриком в конце фразы;
- Речь может развиться позднее. У всех есть задержка речи, но у большинства речь может появиться к взрослому возрасту.
Рекомендации для родителей ребенка с расстройством аутистического спектра:
- Самое важное – это ровный эмоциональный фон. Все свои фразы и предложения старайтесь формулировать исключительно в доброжелательном тоне, плюс разговариваем очень-очень спокойно и нейтрально.
- Выполняйте задания с ребенком вместе, чтобы у него перед глазами всегда был образец, с которым он хотя бы изредка пытался сравнить свое изделие, а также видеть действия, движения взрослого, слышать его мысли. Партнерство с ребенком в различных совместных с ним делах помогать успокоить и дать ему чувство защищенности.
- Страхуйте ребенка: будьте готовы вовремя поймать, остановить ребенка. По причине того что у них практически отсутствует инстинкт самосохранения, они не видят опасности (могут выбежать на проезжую часть, спрыгнуть и т.п.)
- Дети больше привязываются к предметам, чем к людям. Это можно использовать во благо ребенка. Стимулировать выполнение каких-либо заданий, используя любимый предмет или любимую игрушку (прятки с игрушкой, строим дом для игрушки, рисуем игрушку, раскрашиваем изображение любимой игрушки).
- Из окружения ребенка необходимо устранять все то, что может напугать его: резкие звуки (грохот, громкая музыка, ссора и т.д.); резкие зрительные впечатления (внезапные резкие движения в поле зрения ребенка, яркие вспышки); резкие запахи, грубое обращение и тому подобное.
- Рисуйте совместно с ребенком, слушайте спокойную, приятную музыку, играйте вместе в элементарные спортивные игры, все это будет способствовать формированию отношений сопереживания и взаимной поддержки.
- Разговаривать с таким ребенком необходимо больше, чем с обычным ребенком.
- Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т.д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте к подражанию. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на речь, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком - спокойным (желательно даже тихим) голосом.
- Во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление.
- Используйте метод привлечения ребенка к игре без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.
- Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочные листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, звуки, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.
- Постоянно смягчайте недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Однако присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.
- Научитесь Считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением его имени и т.д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.
Рекомендации для педагогов при проведении комплексной коррекции и реабилитации детей с РАС
Основные направления коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра
Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; - отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобия (боязнь всего нового): дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения (чаще это умственная отсталость).
Психологическая коррекция (ранний детский аутизм)
Цели:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- развитие познавательных навыков;
- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи:
- ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
- обучение его простым навыкам контакта;
- обучение ребенка более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
- развитие внимания;
- развитие памяти, мышления.
Основные этапы психологической коррекции:
- Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Необходимо общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
- Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
- На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
При проведении комплексной коррекции и реабилитации детей с РАС нужно придерживаться некоторых правил:
- При установлении контактов следует исключить любое давление или нажим и даже прямое обращение к ребенку во избежание неприятных для него ситуаций.
- Первые контакты с ребенком необходимо устанавливать, когда он испытывает какие-либо приятные ощущения. Постепенно нужно увеличивать число таких положительных моментов и показывать ребенку собственными положительными эмоциями, что общение с человеком — интереснее и полезнее.
- Работу по восстановлению у ребенка потребности в общении нельзя форсировать, она может быть длительной. Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми.
- Эмоциональные контакты с ребенком должны быть строго дозированы. При их чрезмерном количестве ребенок может вновь отказаться от общения.
- На начальных этапах обучения главной задачей является формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания.
- Следует формулировать свою просьбу или задание четко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз подряд. Если ребенок не реагирует на нее, следует выполнять задание вместе, либо управляя руками ребенка, либо поручая ему отдельные операции.
- При обучении аутичного ребенка необходимы: четкая схема действий, зрительная опора, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день.
- Очень важна частая смена деятельности, так как дети с синдромом раннего детского аутизма психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности должен занимать не более 10 минут.
- В качестве подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, обычную похвалу. Важно, чтобы ребенок сразу получал награду после подкрепляемого поведения.
- Необходимо учитывать возрастные особенности. Следует четко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка. Не стоит лишний раз обращаться с просьбой, когда его внимание поглощено чем-то другим, лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его и затем обратиться с просьбой или инструкцией.
- Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся ситуациях.
- Близких не должно огорчать и раздражать то, что ребенку, казалось бы, уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация.
- Процесс освоения аутичным ребенком необходимых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.
Советы логопеда для родителей аутичных дошкольников
Эмоциональное подкрепление состояния успешности – важная составляющая методического подхода в коррекционной работе с аутичными детьми
Важно в процессе сотрудничества аутичного ребенка со взрослым всячески создавать ситуации успеха. Это является важным условием для личностного развития ребенка.
Ситуации успеха нужно передавать с оттенком особой эмоциональной окрашенности. «Ух ты! Смотри, как здорово у нас получилось!»
Проводимые игры и упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон, который способствует реализации принципа учета эмоциональной сложности материала. Важно стараться сохранять позитивный настрой и уметь передавать его ребенку. Уметь концентрироваться на достижениях ребенка и не замечать его неудачи.
Эмоциональное состояние успешности важно сформировать и закрепить взрослым. Аутичному ребенку всегда лучше предложить менее сложное задания, чтобы ребенок чувствовал себя уверенней, и чтобы это состояние уверенности у него закрепилось. Так, мама одного аутичного ребенка жаловалась, что он никак не хочет и не может собирать кубики их 4-х частей, и тем более пазлы. Маме наглядно было показано, что учить надо, начиная с обычной картинки, разрезанной на 4 части. Взрослый сначала сам собирает все части картинки перед глазами ребенка. Следующей ступенью является то, что взрослый складывает 3 кусочка картинки, а последний предлагает ребенку, чтобы он завершил образ картинки. Этот принцип завершенности необходимо показать на нескольких разных картинках, чтобы ребенок мог осуществить перенос усвоенных навыков. Следующей ступенью будет добавление 2-х кусочков картинки. Эта ступень также отрабатывается на нескольких картинках. И только потом ребенок сможет складывать самостоятельно картинку их всех 4-х частей.
Лишь чуть позже ребенок научится складывать кубики из 4-х частей, а еще позже из 6 частей. И только потом начнет собирать пазлы.
Как изменить поведение ребенка к лучшему
Для любого ребенка плохое поведение – форма коммуникации. Поэтому, если ребенок плохо себя ведет, необходимо понять, что он этим хочет «сказать». Анализируя поведение ребенка, воспользуйтесь правилом «трех П»:
- причина (что привело к плохому поведению ребенка);
- поведение (что делает ребенок и какую реакцию это вызывает у вас);
- последствия (что получает ребенок в результате своего поведения).
Дурное поведение может означать: «Не знаю, как справиться с этой ситуацией», «Мне нужно твое внимание», «Это для меня слишком трудно», «Не могу больше выносить этот шум», «Хочу заняться, чем – ни будь другим», «Я устал».
Когда ребенок делает нечто неприемлемое, необходимо твердо, но без раздражения сказать: «Нет!» и подкрепить свои слова выразительным жестом. Не надо расстраиваться, выходить из себя, поднимать шум – все это лишь смутит и испугает ребенка. Просто дайте ему понять, что так вести себя не следует, и вы такого поведения не потерпите. Затем постарайтесь отвлечь ребенка, предложите ему, какую – либо игру или альтернативный способ поведения.
Золотое правило управления поведением – вознаграждать хорошее поведение и игнорировать плохое. Хвалите и одобряйте ребенка, когда он ведет себя хорошо. Если же он начинает вести себя плохо, старайтесь уделять его поведению так мало внимания, как это возможно. А если это безопасно, вообще не обращайте на него внимание.
Будьте настойчивы и никогда не уступайте. Ребенок должен знать, что «Нет» значит «Нет». Уступая просьбам и настояниям ребенка, вы сами себе расставляете ловушку.
Если ребенок делает что – то не опасное, но раздражающее вас, попробуйте предложить ему альтернативу. Например, если ему нравится прыгать на мебели, установите в комнате батут. Если он любит играть с водопроводным краном, выделите специальное время для игр с водой. Если неуемная энергия ребенка часто приводит к агрессивности, дайте ему возможность выплеснуть энергию в активных играх.
Игры и занятия с неговорящим ребенком
Для начала необходимо научить ребенка поддерживать зрительный контакт. Зрительный контакт важен для развития навыков речи.
Старайтесь всегда находиться рядом с ребенком и напротив него. Помните, что ребенок гораздо меньше вас. Если нужно, присядьте на корточки или ложитесь на пол. Не вынуждайте ребенка задирать голову или оглядываться, чтобы посмотреть на вас.
Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось посмотреть. Попробуйте привлечь внимание ребенка к своему лицу. Вы можете, например:
- широко и часто улыбаться;
- строить рожицы – морщить нос, поднимать брови;
- издавать забавные звуки;
- надевать экстравагантные шляпы, необычные очки, большие яркие серьги;
- надевать маски.
Возьмите предмет, который заинтересовал бы ребенка, и поднесите его к лицу. Ребенок последует взглядом за ним. Чтобы вознаградить ребенка, отдайте ему игрушку.
Попробуйте спрятать игрушку за пазуху, дождаться, пока ребенок установит контакт, и затем показать игрушку.
Играйте в прятки, закрывая и открывая лицо себе и ребенку.
Во время игры напевайте что – нибудь вроде:
Раз – два - три – четыре – пять!
Я иду тебя искать!
Где ты прячешься? Тук – тук!
Отворяй скорей на стук!
Сажайте ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел прямо на вас, и пойте ему. Например:
Ехали мы, ехали, далеко заехали
На дороге ямка, Саша в ямку – бух!
Формирование речи и коммуникации у неговорящих детей
Чтобы ребенок начал воспроизводить те звуки, которые вы произносите, вы должны показать ему, как это делается, - воспроизводить те звуки, которые воспроизводит он. Когда ребенок гулит или воркует, «отвечайте» ему теми же звуками.
Поскольку речь невозможна без развития мышц рта и гортани, играйте с ребенком в игры, тренирующие эти мышцы:
- щекочите ребенка – пусть посмеется! Для ребенка смех – способ общения;
- издавайте забавные звуки, стройте смешные рожицы и побуждайте ребенка подражать вам;
- попробуйте повторить то же самое перед зеркалом, чтобы ребенок видел одновременно и ваше, и свое лицо;
- играйте в игры, в которых требуется дуть.
Поощряйте стремление ребенка к общению:
- встречайте любые попытки общения похвалой;
- когда ребенок пытается что – то вам сообщить, немедленно реагируйте.
Побуждайте указывание рукой и пальцем:
- поместите лакомство или игрушку вне пределов досягаемости ребенка и поощряйте его тянуться, указывать или дать понять, что ему нужно;
- «дразните» ребенка игрушкой: протягивайте и тут же отодвигайте, чтобы он тянулся за ней;
- возьмите руку ребенка в свою и указывайте его пальчиком на картинки в книжках;
- нарисуйте или сфотографируйте то, что нравится ребенку и попросите ребенка показать, что он хочет.
Развивайте понимание значения слов:
- если ребенок выражает свои желания невербально (указыванием), «переводите» его сообщения на язык слов: «Ты хочешь молока», «Хочешь посмотреть видео»;
- говорите только то, что происходит здесь и сейчас. Не рассуждайте с маленьким ребенком об абстрактных понятиях.
Воспитание аутичного ребенка в семье
Огромное значение на социальную адаптацию «особого» аутичного ребенка оказывает воспитание в семье.
Развитие «особого» ребенка протекает в условиях и «особого» воспитания. Практика показывает, что в воспитании своих детей родители придерживаются двух крайностей. Первая крайность заключается в том, что родители, не оценивая реальных возможностей ребенка, требуют от него непосильного в плане обучения, а иногда и поведения, стараясь сделать из своего ребенка совершенно здорового. Такие родители перегружают ребенка частными занятиями специалистов, настаивая последних на подготовке любыми непосильными средствами к школе, чем усугубляют эмоциональные расстройства своих детей. Иногда эти родители прибегают со своей стороны к грубости, не умея сдерживать свой гнев и раздражение. Стиль воспитания таких родителей оценивается как авторитарный. Авторитарные родители склонны к отвержению индивидуальности своего ребенка. Им свойственна категоричность в суждениях.
Эта же категория родителей проявляет непоследовательность в воспитании с ребенком, не умея использовать различные приемы поощрения и наказания. Не сумев добиться во взаимоотношениях с ребенком приемлемой требовательности и строгости, родители начинают придерживаться попустительского стиля воспитания, демонстрируя «политику кнута и пряника».
Нередки семьи, в которых один родитель придерживается авторитарного стиля воспитания, а другой – попустительского.
Подобная непоследовательность и противоречивость в воспитании отрицательно сказывается на эмоциональном развитии ребенка с аутизмом. Ребенок никак не может понять, почему сегодня папа его ругает за что-то, когда вчера это что-то позволялось, или почему нельзя что-то делать в присутствии папы, когда можно делать то же самое в мамином или бабушкином присутствии. Бывают семьи, где наоборот - более авторитарна мама, и более мягкий папа. На самом деле в семье аутичного ребенка чаще всего оба родителя не принимают отличающееся от нормы поведение ребенка. Просто более мягкий по характеру родитель быстрее сдается, уступает манипуляциям ребенка, не сумев с ним справиться.
Поставив себя на место родителя аутичного ребенка, можно понять, что невозможно принять до конца нарушения поведения ребенка, который кидается на пол в ситуациях, когда не удовлетворяются его капризы (постоянные требования покупки новых игрушек, книжек), который бранится во «всеуслышаньи» опять же от того, что не удовлетворили его потребность. Лучшей рекомендаций для родителей является обучение их быть всегда и во всем последовательными. «Если нет, то нет!» а «Если да, то да!».
Дети с РАС (ранний детский аутизм)
Рекомендации педагогам и родителям детей с РАС (аутистов)
Занятия с аутичным ребёнком сильно отличаются от занятий с другими детьми. Для того чтобы занятия были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребёнка.
На начальном этапе обучения – это:
- постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций и страхов;
- предоставление ребёнку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.
Только когда окружающий мир станет для ребёнка более дружелюбным, а сам ребёнок более смелым и активным в своём познании мира, станет, возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:
- знакомство ребёнка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;
- формирование поведения ребёнка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;
- развитие речи и т.д.
Работа с аутичным ребёнком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придётся в зависимости от ситуации и желания ребёнка. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребёнком (не забывая о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам. Поведение ребёнка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта. Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности.
Жизненное пространство аутичного ребёнка требует особой заботы и специальной организации. По виду деятельности ребёнка пространство можно условно разграничить на бытовое – усвоение навыков повседневной жизни (туалет, приём пищи, подготовка ко сну и т.д.); игровое – место для разнообразных игр; учебное – место для специальных развивающих занятий; ближайшее социальное окружение – условная территория, в пределах которой осуществляется общение аутичного ребёнка со взрослыми и сверстниками, а также происходит ознакомление с окружающим миром.
Чтобы детская комната стала для ребёнка «крепостью» потребуется от родителей выполнить ряд необходимых условий:
- первое условие - безопасность. В комнате не должно быть опасных предметов;
- второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Оформить комнату в приятные, неяркие тона, освещение должно быть мягким;
- третье условие – наличие необходимого оборудования. Это место, где ребёнок играет и учится, она требует содержательного наполнения: столик со стульчиком, игрушки, детские книжки, материалы для творчества, спортивное оборудование;
- четвёртое условие – поддержка порядка. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь фиксированное место.
Каждый вид игры имеет свою основную задачу:
- стереотипная игра ребёнка – основа взаимодействия с ним; также даёт возможность переключения, ели поведение выходит из–под контроля;
- сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребёнком.
Виды сенсорных игр:
- зрительные (ребёнок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
- слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, учится их различать);
- тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания);
- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
- вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда);
- терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребёнка к контролю над собственным поведением;
- психодрама – способ борьбы со страхами и избавления от них;
- совместное рисование даёт замечательные возможности проявлении аутичным ребёнком активности для развития его представлений об окружающем.
Этапы развития совместного рисования:
- налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности;
- рисование «по заказу» ребёнка;
- постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения;
- вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям;
- введение сюжета;
- дальнейшее развитие сюжета;
- перенос полученных знаний в другие ситуации.
- Игры вводятся в занятия в определённой последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребёнком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. Когда с ребёнком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование. В дальнейшем на разных занятиях используются все виды игр попеременно.
Для всех видов игр характерны общие закономерности:
- повторяемость;
- путь «от ребёнка» игра достигнет своей цели, если ребёнок сам захотел в неё поиграть;
- каждая игра требует развития внутри себя – введение новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приёмов и методов.